Ниентари канула в сессию.
Нет-нет, "канула" - вовсе не в том смысле, что с головой ушла в учёбу и круглосуточно грызёт гранит науки.
Вообще-то следовало бы. Но, увы, по причине ужасающего недостатка силы воли,а также переизбытка посторонних раздражителей различной модальности, в учебную деятельность я вовлечена не более, чем на 60%. Зато гружусь по этому поводу безостановочно. Меня преследует навязчивое ощущение бесконечности этого кошмара. Кажется, что сессия - не временное состояние, а моё постоянное занятие по жизни.
При том, что осталось всего два экзамена. А три уже позади...
Я хотела было, по традиции, подробно отчитаться о каждом из них, и заодно поделиться своими наблюдениями по поводу того, каким образом можно сделать зубрёжку наиболее эффективной. Но передумала. Лучше займусь этим уже после того, как всё закончится, а пока что только скажу, что сдала все три штуки на "отлично".
А теперь, ВНЕЗАПНО, о самом на данный момент актуальном.
Ужаснуться/Посочувствовать/Позлорадствовать
Перечень вопросов к экзамену по курсу
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
1. Предмет и задачи экспериментальной психологии.
Предмет экспериментальной психологии: система методов психологической науки. Задачи экспериментальной психологии: обобщение и систематизация знаний о методах исследования всех направлений психологии, разработка критериев эффективности и определение границах их применимости.
2. Кумулятивность и некумулятивность роста научного знания.
Позитивистский подход к росту научного знания (О.Конт). Примеры некумулятивного роста научных знаний: смена парадигм в науке (Т. Кун). Кумулятивность и некумулятивность как характеристики стадий развития науки.
3. Соотношение теоретических и эмпирических знаний в науке.
Проблема возникновения научных гипотез. Теоретические и эмпирические исследования. Определение теории. Взаимосвязь теории и фактов. Индуктивный и дедуктивный подход к познанию.
4. Эксперимент как инструмент верификации (О.Конт) и фальсификации (К.Поппер) теории.
Обоснование необходимости проверки теорий с помощью эксперимента. Принцип верификации (О.Конт) – выбраковка теорий, не имеющих эмпирических подтверждений. Потенциальная фальсифицируемость научных теорий (К. Поппер). Направленность экспериментальной гипотезы: поиск подтверждений или контрпримеров. Выведение проверяемых следствий из теорий (примеры).
5. Этапы психологического исследования.
Постановка проблемы и формулировка гипотез. Операционализация. Разработка исследовательского плана (на примере эксперимента). Подбор испытуемых. Проведение измерений. Обработка данных. Интерпретация результатов.
6. Классификация исследовательских методов Пирьова-Ананьева.
Классификация методов в соответствии с основными этапами исследования. Организационные подходы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный). Эмпирические методы (обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование и биографический метод). Методы обработки данных. Интерпретационные подходы (генетический, структурный).
7. Типы эмпирических данных с точки зрения методов их получения.
Классификация Кеттелла: L, Q, T-данные, примеры методов для их получения (биографические, опросные методы, тесты способностей и тесты достижений), проблема объективности данных.
8. Измерение психологических показателей с помощью интроспекции.
Основные принципы и процедура метода интроспекции. Требования к испытуемым. Эмпирические данные, получаемые с помощью интроспекции. Недостатки метода: субъективность, нестабильность и противоречивость получаемых данных. Инертность метода (не совпадение скорости психических процессов и скорости самоотчета), влияние на результат (саморефлексия и эмоции).
9. Надежность и репрезентативность данных эмпирического исследования.
Понятие надежности и репрезентативности данных. Критерии надежности психологических данных: воспроизводимость, стабильность, надежность и интерсубъективность данных.
10. Понятия «измерение» и «шкала» в психологии. Виды шкал и возможные преобразования с полученными данными.
Определение шкалы. Понятие «мощности шкалы». Виды измерительных шкал по С.С. Стивенсу: шкала наименований (определение отношений тождества и различия объектов), шкала рангов (установление отношений порядка в величине выраженности признака), шкала равных интервалов (определение относительной разницы в уровне выраженности измеряемого свойства), шкала отношений (определение абсолютной разницы в уровне выраженности измеряемого свойства).
11. Измерительные шкалы по Стивенсу: шкала наименований.
Требования к построению и использованию шкалы. Сравнение объектов, чьи признаки измерены в шкале наименований (определение тождества/различия). Пояснить на примерах.
12. Измерительные шкалы по Стивенсу: ранговая шкала.
Требования к построению и использованию шкалы. Сравнение объектов, чьи признаки измерены в шкале рангов (установление отношений порядка: больше/меньше, слабее/сильнее и т.д.). Пояснить на примерах.
13. Измерительные шкалы по Стивенсу: шкала интервалов.
Требования к построению и использованию шкалы. Сравнение объектов, чьи признаки измерены в шкале равных интервалов (ответ на вопрос: на сколько больше/меньше выражен признак). Пояснить на примерах.
14. Измерительные шкалы по Стивенсу: шкала отношений.
Требования к построению и использованию шкалы. Сравнение объектов, чьи признаки измерены в шкале отношений (ответ на вопрос: во сколько раз больше/меньше выражен признак). Пояснить на примерах.
15. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.
Доэкспериментальное общение: мотивирование и информирование испытуемого, участвующего в исследовании. Необходимость получения информированного согласия. Инструктирование испытуемого, проведение исследования и пост-экспериментального интервью. Использование обмана в исследовании.
16. Методы контроля влияния личности испытуемого на результаты эксперимента.
Примеры влияния личности испытуемого на результаты эксперимента: Хотторнский эффект, эффект аудитории, эффект плацебо, эффект социальной желательности. Способы контроля: скрытое наблюдение, обман, использование объективных показателей, введение контрольных групп.
17. Влияние личности экспериментатора на результат, типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля.
Примеры влияния личности экспериментатора на результаты исследования: эффект Розенталя и общая установка на подтверждение гипотез, Галло-эффект, эффект снисхождения, ошибка центральной тенденции, ошибка корреляции, ошибка контраста, эффект первого впечатления. Слепой и двойной слепой метод, автоматизация исследования (примеры использования).
18. Этика психологического исследования.
Получение информированного согласия. Особенности применения обмана. Не навреди. Добровольность участия и прерывания участия в исследовании. Конфиденциальность. Получение разрешения на аудио- и видеозапись. Примеры психологических экспериментов с нарушением этических принципов (С.Аша, С. Милграма и Ф.Зимбардо), способы повышения этичности с сохранением психологического содержания.
19. Метод наблюдения.
Отличие метода наблюдения от житейского наблюдения: целенаправленность, формализованность (организация процедуры и фиксации данных), опосредованность теоретической концепцией (использование единиц и категорий наблюдения). Тип гипотез, проверяемых с помощью наблюдения (примеры). Процедура наблюдения. Преимущества и недостатки метода.
20. Способы качественного описания событий в наблюдении
Проблема категоризации поведенческих актов и параметров поведения. Квалификация событий с помощью единиц и категорий наблюдения. Понятие репертуара единиц наблюдения и системы категорий (основные различия). Пример системы категорий (Р. Бейлз).
21. Количественные оценки в данных наблюдения.
Проблема количественной оценки данных наблюдения. Квантификация событий методом event sampling, time sampling, рейтинговых процедур (примеры использования).
22. Виды наблюдения.
Непосредственное и опосредованное. Внешнее и внутреннее. Включенное, невключенное, спровоцированное. Скрытое, открытое. Сплошное и выборочное. Полевое лабораторное. Примеры исследований.
23. Эксперимент как активный метод исследования. Процедура эксперимента.
Проверка гипотез о причинно-следственной связи между явлениями методом эксперимента. Активность экспериментатора, направленная на соблюдение условий причинного вывода: варьирование независимой переменной, фиксация изменений зависимой переменной и контроль вмешивающихся переменных (продемонстрировать на примере).
24. Условия причинного вывода.
Событие «А» является причиной события «Б», если доказано: что А предшествует Б, А и Б коррелируют между собой, нет ни одной вмешивающейся переменной, которая могла повлиять на Б. Пояснить на примерах.
25. Отличие эксперимента от других видов исследования.
Отличие эксперимента от других эмпирических методов (наблюдение, корреляционное исследование). Тип гипотез, проверяемых в эксперименте, особенности процедуры (активность экспериментатора), формы экспериментального контроля. Привести пример исследований одного явления методом наблюдения, эксперимента и с помощью корреляционного подхода.
26. Виды переменных в эксперименте.
Определение независимой и зависимой переменной. Определение вмешивающихся (дополнительных) переменных. Пояснить на примерах.
27. Ситуационные и личностные независимые переменные.
Классификация независимых переменных с точки зрения их «управляемости». Способы варьирования ситуационных и личностных переменных. Пояснить на примерах.
28. Понятие операционализации.
Операциональное определение психологических понятий, входящих в исследовательскую гипотезу (примеры). Множественность операциональных определений. Процедура операционализации при использовании метода наблюдения и эксперимента. Пояснить на примерах.
29. Уровни независимой переменной. Внутрисубъектные и межсубъектные схемы задания уровней НП.
Способы варьирования независимой переменной и определение количества ее градаций. Предъявление всех уровней НП одной и той же группе испытуемых, предъявление разных уровней НП разным группам испытуемых. Достоинства и недостатки обеих схем. Пояснить на примерах.
30. Выборка и способы ее формирования. Репрезентативность выборки.
Определение генеральной совокупности и выборки. Критерии формирования выборки: соответствие гипотезе и целям исследования, эквивалентность испытуемых, репрезентативность выборки по отношению к генеральной совокупности. Способы формирования выборки: рандомизация, стратометрическое моделирование, попарный отбор, привлечение реальных групп.
31. Понятие валидности психологического эксперимента. Виды валидности.
Определение валидности. Внешняя и внутренняя валидность и их соотношение в эксперименте. От чего зависит валидность исследования? Примеры невалидных исследований.
32. Угрозы валидности.
Проблема смешения независимой и вмешивающихся переменных. Угрозы валидности (по Кэмпбеллу) с примерами: фактор фона (истории), фактор естественного развития, фактор селекции, статистической регрессии, отсева, инструментальной погрешности, реактивный эффект, эффект тестирования и др.
33. Способы контроля внутренней и внешней валидности.
Элиминация внешних условий, поддержание константности условий (контроль уровня дополнительных переменных), балансировка (создание контрольных групп), контрбалансировка (варьирование последовательности экспериментальных воздействий, рандомизация (обеспечение репрезентативности выборки). Пояснить на примерах.
34. Виды экспериментальных планов для одной и нескольких независимых переменных.
Однофакторные и многофакторные экспериментальные планы. Преимущества многофакторного планирования. Примеры исследований.
35. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы.
Отличие от истинного эксперимента. Доэкспериментальные планы: недостаток контроля (отсутствие контрольной группы или ее неэквивалентность). Квазиэкспериментальные планы: отличия форм контроля (план с временными сериями, exp-post-factum). Достоинства и недостатки квазиэксперимента. Привести примеры.
36. Корреляционное исследование.
Понятие корреляции и коэффициента корреляции. Особенности гипотез, проверяемых в корреляционном исследовании. Процедура корреляционного исследования. Отличие от эксперимента. Виды корреляционных связей. Способы интерпретации корреляций. Примеры исследований.
37. Асимметрия вывода при подтверждении или отклонении экспериментальной гипотезы.
Неравноценность вывода относительно исходной теоретической гипотезы в случае подтверждения и отклонения экспериментальной гипотезы. Окончательность опровержения и принципиальная открытость теорий для последующей проверки в случае подтверждения. Пояснить на примерах.
38. Интерпретация результатов. Основные источники артефактных выводов.
Источники ошибок: при принятии статистических решений (ошибка первого и второго рода), нарушения внутренней валидности (недостаточный контроль переменных), нарушения внешней валидности (неправомерное расширение границ эффекта без учета дополнительных переменных), наличие конкурирующих гипотез, подмена логических доводов субъективными предпочтениями исследователя. Пояснить на примерах. Возможности переинтерпретации и критический эксперимент.
39. Уровни обобщения результатов исследования и возможные ограничения.
Понятие прорыва в обобщении при переходе от принятия статистической гипотезы к принятию экспериментальной гипотезы и от экспериментальной гипотезы к теоретической. Перенос экспериментально выявленных закономерностей на другие виды ситуаций и популяций, учет уровней дополнительных переменных.
40. Требования к оформлению результатов исследования (при написании научных отчетов, статей и др.).
Основные разделы научной статьи, отчета, стендового или устного доклада: автор, название работы, краткое резюме; обзор литературы и постановка проблемы, гипотеза исследования, описание процедуры исследования (испытуемые, стимульный материал, инструкция, процедура, аппаратура), представление результатов (таблицы и графики), обсуждения и выводы, библиография.
Этические принципы, подтасовка данных и плагиат.
Обязательная литература:
1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. — СПб., 2003
2. Гудвин Дж. Исследование в психологии. Методы и планирование. СПб., 2004
3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебник. СПб., 2007
4. Зароченцев К. Д. Худяков А. И. Экспериментальная психология. Учебник. М., 2005г.
5. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.,2002г.
6. Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003.
7. Солсо Р., МакЛин М. Экспериментальная психология: Практический курс, 2003
8. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998
Дополнительная литература:
1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб, 2000
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. М., 1982., 2000.
3. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. Л., 1989.
4. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950
5. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М, 1988
6. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб., 1991.
7. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
8. Гусев Е.К., Никандров В.В. Психофизика. Л., 1985; 1987.
9. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1994.
10. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Основы психометрии. СПб., 1996.
11. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М.,2001.
12. Корнилова Т.В. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч.4. М.. 1987
13. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. СПб., 1994
14. Куликов Л.В. Методология и методы психологического исследования. СПб. 1999.
15. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980; СПб., 1996.
16. Кун Т. Структура научных революций. М. 2001.
17. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.. 1967
18. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. СПб., 2002
19. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
20. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000
21. Поппер К. Логика и рост научного познания. М., 1983.
22. Поппер К. Логика научного исследования.
23. Солсо Р., Джонсон Х., Бил М.К. Экспериментальная психология. Практический курс. М., 2002
24. Стивенс С. Экспериментальная психология. М., 1960
25. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию.СПб-М, 2003
26. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / под ред. Т.В. Корниловой. СПб., 2004.
27. Экспериментальная психология: Хрестоматия / под общ. ред. Е.С. Романовой, СПб, 2007
28. Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. М., Вып. I-II. 1966; Вып. III. 1973: Вып. IV; 1973; Вып. V. 1975; Вып. VI. 1978.
Fuckin' shit!!!
Даже вопросы по математике не выглядели ТАК страшно...
Я ДОЛЖНА за вечер разобрать хотя бы 10. Обязательно!!! Или завтра не пойду в кино.
До экзамена осталось пять дней, или, если не считать ошмётка сегодняшнего, то всего четыре!!!
У меня ведь ещё конь не валялся!!!
Просто волосы дыбом встают...
Займусь-ка делом.....