Во вторник, явившись в растрёпанных чувствах на профориентацию, я совершенно неожиданно угодила на тренинг соответствующей направленности. Если бы меня предупредили заранее, я предпочла бы в этот день трусливо отсидеться дома, но я ничего не знала и пришла, а потому вынуждена была принять вызов. Разумеется, участие в подобных мероприятиях возможно лишь на добровольной основе (о чём мне сразу же сообщили), но отказ был бы убийственно похож на бегство с поджатым хвостом, так что я обречённо изъявила согласие, мысленно посыпая пеплом свою синюю голову.
В итоге всё оказалось не так уж страшно. Правда, под конец я всё равно чувствовала себя такой уставшей, как будто проговорила без умолку целых три часа (при том, что в реальности моя роль ограничилась лишь несколькими репликами, обязательными для выдавливания), и такой смущённой, как будто опозорилась по полной программе (хотя, вроде бы, ничего объективно тупого или постыдного я не сморозила).
Тем не менее, приобретённым опытом я осталась довольна. Во-первых, я, наконец-то, узнала, кого как зовут. Во-вторых, несмотря на навязчивое ощущение собственной ущербности, я с гордостью осознавала, что на сей раз сумела себя преодолеть. В-третьих, некоторые упражнения оказались весьма интересными.
Например, я сочла довольно поучительным задание, в котором надо было закончить сказку, начинавшуюся с того, что зайцы явились к кладовщику за белыми шубками, и самому последнему выдали лисью, поскольку запас нормальных иссяк. Мой заяц вернулся домой к жене и детям (которым зимнюю одежду заранее выслали по почте в рамках какой-то новой социальной программы), и семейство среагировало на его новый облик весьма отрицательно: зайчиха хлопнулась в обморок прямо на пороге, а зайчата высрали гору кирпичей в ужасе попрятались. Оскорблённый герой, не утруждая себя объяснениями, уныло поплёлся прочь, напился до поросячьего визга и отключился под деревом. Бдительная лиса, пробегавшая мимо, не купилась на обманчивый рыжий мех и решила, что зайцы снарядили шпиона. После этого лисы долго спорили между собой по поводу дальнейших действий и в итоге ограничились тем, что раздели горе-алкоголика, а употребить его в пищу побоялись, ибо это могло негативно сказаться на относительно стабильных международных отношениях. Голый заяц, очнувшись, вздохнул с облегчением, помчался домой и всю зиму оттуда не выходил, а еду заказывал через интернет.
Каково же было моё удивление, когда я поняла, что на самом деле неосознанно описала себя: пассивная реакция на стресс и надежда на то, что кто-то вмешается и решит за меня, вследствие чего проблема как-нибудь рассосётся безо всяких усилий с моей стороны - о да, в этом я вся. Забавно, даже очень.

А в среду был ОПП по личности, поэтому с самого утра мне пришлось поспешно навёрстывать материал двух пропущенных занятий. По счастью, профиль FPI у меня сохранился со времён учёбы на дневном, так что я смогла сразу приступить к проведению исследования методом наблюдения. Вообще-то желательно было проследить за реально присутствующими людьми, но использовать сцену из какого-нибудь фильма тоже не возбранялось, а предмет наблюдения можно было выбрать любой, лишь бы он был операционализируемым. Сначала мне взбрело в голову взять какую-нибудь речь Путина и найти там невербальные сигналы, свидетельствующие о том, что он бесстыдно врёт. Эта идея казалась многообещающей, однако от неё пришлось отказаться: во-первых, мимические индикаторы лжи - тема довольно спорная; во-вторых, мне вряд ли удалось бы судить беспристрастно. Вместо этого я решила поискать в каком-нибудь интервью невербальные признаки нервозности. Гипотезу я сформулировала так: "Путин проявляет больше признаков нервозности, чем его собеседник". После этого передо мной встала задача найти видео, где показывают не только физиономию Путина, который что-то вещает, но ещё и другого человека, задающего ему вопросы (чем провокационнее, тем лучше). В конце концов, мой выбор пал на ту самую беседу Путина с Шевчуком, и у Шевчука я насчитала всего 9 проявлений нервозности, а у Путина - 31, что и зафиксировала в своей карте наблюдения с превеликим удовольствием.
К следующей среде надо будет написать целое сочинение по чьим-то анонимным результатам FPI: придумать по одному характерному поступку на каждую из 12 шкал, сделать интерпретацию и составить рекомендации. Но это ещё не всё! Инструкция к этому заданию предписывает представить, что ты придворный астролог/крёстная Золушки, а твой клиент, соответственно, принц или Золушка, который(ая) пребывает в ситуации неопределённого ожидания в то время, пока королевские слуги прочёсывают всю страну с хрустальной туфелькой.
Ладно, побеспокоюсь об этом очаровательном маразме ближе к делу.
А пока что - я открыла для себя простую и банальную истину, которая заключается в том, что ничто на самом деле не повторяется. Честно говоря, я отчаянно не хотела посещать ОПП по теме личности, ибо всё, что ассоциируется с осенью 2010-ого, вызывает у меня иррациональный страх и отторжение. Но вот я всё же заставила себя пойти, и негативные воспоминания из прошлого не только не превратили учебный процесс в невыносимый кошмар, но и будто бы согласились отпустить меня, уступив место новым впечатлениям. Более благополучное (по сравнению с тем, что было тогда) внутреннее состояние, другая преподавательница, другая группа, которая, пожалуй, напрягает меня меньше предыдущей. Ничто уже не может быть так же. Может, пора перестать бояться призраков?
Да и вообще, съездить в универ бывает полезно. Это помогает переключиться.
Буду выбираться туда почаще.

А всё-таки, напоследок я расскажу ещё немного о своих нелёгких отношениях с социумом...

З.ы. Ах да, от всей души поздравляю Дженсена Эклза с прошедшим днём рождения!
Наверное, Джаред и Миша с самого утра наперегонки устремились к нему с подарками и под конец вместе застряли в дверях, злобно толкаясь локтями, а Дженсен ржал, фотографировал их и называл двумя сперматозоидами. Так что получилась ничья. А Дженсен - всё равно общий.