Что ж, поехали. Для начала - немного теории. Макдональдизация - это внедрение принципов работы фастфуда в самые разные сферы социальной жизни. По мнению Джорджа Ритцера - автора этого термина - макдональдизация представляет собой некий общий вектор, по которому движется развитие современного мира.
По сути, имеется в виду растущее засилие формальной рациональности - рациональности как самоцели. Этот процесс приносит немало пользы, если речь идёт о промышленности, торговле и сфере услуг. Однако, вторгаясь в другие области - образование, здравоохранение, искусство и, в конце концов, человеческие отношения, - он порождает опасные побочные эффекты. Есть мнение, что крайним выражением этого процесса является, ни много ни мало, Холокост - массовые убийства, организованные по принципу конвейерного производства.
В своей работе я сосредоточилась на примере не столь экстремальном, но всё же, как мне кажется, очень ярком.
Итак, спиддейтинг!Спиддейтинг – это ускоренный способ найти партнёра для романтических отношений. Изобретённый в США в 1998 году, он стремительно завоевал популярность по всему миру.
Процесс организован следующим образом. Заранее зарегистрированные участники (от 20 до 40 человек, мужчин и женщин поровну) собираются в кафе или в клубе, и каждому присваивается определённый номер. Женщины занимают места за столиками, и по сигналу мужчины подсаживаются к женщинам, чьи номера совпадают с их собственными. Пары общаются в течение ограниченного отрезка времени (например, 5 минут), после чего раздаётся звонок, и мужчины переходят к новым партнёршам. Всё мероприятие занимает 1,5 – 2 часа. Участники заносят результаты всех «собеседований» в специальную «карту симпатий», отмечая каждое имя знаком «+» или «-». По этим таблицам организаторы выявляют людей, у которых возникла взаимная симпатия, и помогают обменяться контактными данными по электронной почте.
Эта придумка, несомненно, вписывается в общие тенденции развития современного мира, который ставит во главу угла рациональность и, методично выдавливая из себя элементы волшебства и неожиданности, постепенно заменяет человеческое существо более «совершенной» моделью – существом экономическим. В прошлом встреча с избранником или избранницей окружалась атмосферой благоговейного трепета перед чудом. Со временем процесс поиска всё больше напоминает визит в ресторан быстрого питания. Спиддейтинг несколько отстаёт по популярности от сайтов знакомств – другого оплота «Макдональдса» в деликатной сфере человеческих отношений. Тем не менее, в некоторых своих аспектах спиддейтинг, возможно, является ещё более ярким примером макдональдизации. Во всяком случае, он объединяет в себе все пять её признаков, выделенных Джорджем Ритцером.
1. Эффективность.
Рекламные тексты провозглашают спиддейтинг настоящим спасением для занятых людей, которые слишком захвачены ритмом современной жизни, чтобы долго и вдумчиво приглядываться к потенциальным партнёрам. По степени эффективности этот способ поиска может потягаться даже с онлайн-знакомствами.
«5 минут личного общения заменяют 3 недели активной переписки и 6 часов разговоров по телефону, – убеждает реклама. – Разве у тебя слишком много свободного времени, чтобы тратить его на эти занятия?»
Если «Макдональдс» предоставляет оптимальный способ перехода от голода к сытости, то спиддейтинг таким же образом позволяет перейти от одиночества к завязке отношений. Конечно, на сто процентов гарантировать результат в таком деле невозможно, но весь процесс организован так, чтобы максимизировать шансы на успех.
Трудно противопоставить что-то этой математике: «Если ты хоть раз регистрировался на сайте знакомств, ты понимаешь, что только одно из тысячи сообщений в сети приводит к дальнейшему развитию отношений. Со speed dating для того, чтобы найти себе пару, нужно посетить в среднем 1-3 вечеринки. За это время у тебя будет примерно 36 свиданий. И наверняка найдется тот человек, с которым ты захочешь продолжить общение за пределами кафе».
На ум приходит вульгарное сравнение: спиддейтинг соотносится с традиционными способами знакомства так же, как современный торговый центр – с узкоспециализированными магазинчиками, раскиданными по всему городу.
2. Предсказуемость.
Спиддейтинг невозможно сделать полностью предсказуемым, пока в нём участвуют живые люди с неповторимыми чертами. Тем не менее, организаторы прилагают все усилия, чтобы свести элемент случайности к минимуму.
Вечеринки быстрых свиданий всегда включают в себя одну и ту же последовательность событий и проходят в более или менее одинаковой обстановке.
Здесь каждый из участников может быть уверен, что все присутствующие свободны и готовы к новым знакомствам. Это значит, что можно не опасаться резких отказов и прочих неприятных сюрпризов, от которых никто не застрахован при спонтанных знакомствах в повседневной жизни. К тому же, участники не высказывают свои впечатления друг другу в лицо, что создаёт дополнительное ощущение безопасности.
Ограниченное время свиданий тоже в какой-то степени способствует созданию безопасной атмосферы. Собираясь на обычное свидание с малознакомым человеком, многие нервничают, потому что невозможно предсказать, как сложится взаимодействие. Но понимание того, что ни одна из возможных неприятностей не продлится больше пяти минут, позволяет людям расслабиться.
3. Просчитываемость.
Очевидно, что люди, которые зарабатывают на спиддейтинге, не делают ставку на качество своих услуг. Рецепт получения прибыли – собрать и перемешать максимальное количество людей.
Заманивая клиентов, организаторы также привлекают их внимание именно к количественному аспекту. Рекламные тексты пестрят цифрами: всего 1,5 часа, всего 1000 рублей – и целых 10, 15, 20 знакомств!
При этом количество подаётся как эквивалент качества: оценить множество вариантов в сжатые сроки – хорошо, потратить на это несколько месяцев – плохо, неэффективно, невыгодно и даже несовременно.
4. Контроль за счёт применения нечеловеческих технологий.
Действия участников подчинены чёткому регламенту. Как только раздаётся сигнал об окончании отведённого времени, пары меняются. Закончен разговор или нет, задерживаться дольше положенного нельзя, иначе начнётся хаос и неразбериха. Выбор следующего столика тоже не определяется личными предпочтениями: участники должны руководствоваться номерами или просто перемещаться по часовой стрелке. Это то, что касается мужчин; женщинам, которые вынуждены пассивно сидеть за столиками, отводится ещё менее самостоятельная роль в этом процессе. Таким образом, на быстрых свиданиях индивиды не распоряжаются собой и своим временем, а контролируются инструкциями.
На первый взгляд может показаться, что сам процесс общения с потенциальными партнёрами даёт больший простор для самовыражения. Однако на сайтах организаторов можно обнаружить специальные разделы, в которых перечисляются желательные и нежелательные темы для разговора и даже конкретные примеры вопросов.
5. Иррациональность рационального.
Увеличение скорости и количества знакомств неизбежно сказывается на их качестве. Реклама доказывает, что первое впечатление является верным и всеобъемлющим, но с этим вряд ли можно согласиться. Времени, отведённого на знакомство, может оказаться недостаточно, чтобы разглядеть скрытые достоинства человека, ведь далеко не каждый умеет расположить к себе за пять минут. И наоборот, за столь короткое время легко упустить из виду непреодолимые препятствия для дальнейшего сближения.
К тому же, на сайтах организаторов подчёркивается, что не стоит задавать собеседникам «слишком серьёзные» вопросы. Например, не рекомендуется спрашивать о жизненных перспективах, о религиозных убеждениях и даже о работе. Вместо этого предлагается задавать поверхностные, неинформативные, даже шуточные вопросы, которые никому не испортят настроение и позволят продемонстрировать свою оригинальность. Думается, что такой подход губит возможность адекватно оценить собеседника как потенциального партнёра, а потому лишает смысла всё мероприятие.
Сам поиск спутника жизни «расколдовывается», лишаясь своего романтического ореола и превращаясь в такую же рутину, как покупка зимних сапог. Однако наиболее разрушительным побочным эффектом скорости и массовости выступает дегуманизация. Люди превращаются в объекты, которые оцениваются в первую очередь по внешним данным, а их взаимодействия – в равнодушное скольжение конвейера. Вот как описывает этот опыт один из тех, кто разочаровался в спиддейтинге: «Люди прыгают от стола к столу – я бы очень удивился, если бы большинство запомнило хотя бы пять имён людей, встреченных за время сессии. Люди начинают казаться одинаковыми. Ты начинаешь говорить по сценарию и вскоре превращаешься в робота, который повторяет одни и те же фразы, пытаясь найти того самого человека, хотя сам в каждом разговоре точно ходячий шаблон».
Таким образом, в погоне за эффективностью истинная близость и родство душ – весь этот «неэффективный мусор человеческих чувств» – подменяется неуклюжей пародией. В итоге то, что на первый взгляд представляется действенным решением проблемы, в реальности может оказаться взбесившейся каруселью, чьё стремительное вращение не уносит пассажиров дальше от одиночества, а лишь дезориентирует.