К своему ужасу, я посвятила весь вчерашний день просмотру сериала "The Fall" ("Крах" ). В своё оправдание могу сказать лишь то, что изначально мои намерения были чисто деловыми: быстренько промотать его и выцепить отрывки, которые можно использовать в исследовании. Именно таким макаром я "посмотрела" несколько сезонов "Criminal minds" и "Stalker". Впечатления остались невыразительные. Однообразно, заезженно, немногочисленные яркие эпизоды теряются в массе проходных, серии стандартного покроя не справляются с удержанием зрителей, поэтому рано или поздно какие-нибудь маньяки начинают целенаправленно преследовать главных героев. Впрочем, герои настолько скучны и унылы, что даже этот финт ушами не добавляет острых эмоций и переживаний. В общем-то, посмотрев целиком одну серию, ты получаешь неплохое представление обо всех последующих.

Но «Крах» оказался совсем не из этой оперы. Конечно, обилие положительных отзывов в фемпабликах подсказывало мне, что он хорош. И всё же я никак не ожидала, что проглочу в один присест оба сезона, безнадёжно залипнув с первых же кадров. Хорошо, что там хотя бы серий не много – по 5-6 в каждом.
На первый взгляд, сложно придумать что-то более затасканное, чем интеллектуальное противостояние детектива и серийного убийцы. Однако целый ряд особенностей в построении сюжета и, главное, в его подаче выделяет этот сериал из числа трафаретных детективов, плодящихся, как грибы. И, конечно, очень важную роль играют персонажи.

1) Хорошо, что в центре всего сюжета находится один маньяк и одно расследование. Распространённая схема «одна серия – один преступник» ослабила бы как динамичность сериала, так и, наверное, его увлекательность. Будучи более долгоиграющей, она в то же время требует от сценаристов поистине изощрённой фантазии. На примере большинства сериалов видно, что даже самые оригинальные идеи со временем себя исчерпывают. Постепенно из эпизодов выветривается либо новизна и уникальность, либо логика и правдоподобие, и единственной надеждой шоураннеров становятся персонажи.
Впрочем, персонажи при любом раскладе оказывают на мои оценки наибольшее влияние. И всё же, приятно, когда сюжет не отстаёт по качеству. В случае «Краха» это именно так.

2) Каст подобрался весьма интересный: Калинда, Русе Болтон, Кристиан Грей и Мерлин. Я бы непременно добавила в этот список ещё и агента Скалли. Но в своё время я сочла "Секретные материалы" довольно унылыми и не осилила даже первый сезон, так что Джиллиан Андерсон до сего дня оставалась для меня просто Джиллиан Андерсон. Хотя, вот 50 оттенков я вообще не смотрела, но Джейми Дорнан – всё равно Грей, потому что иногда дурная слава бежит впереди актёра.

3) Личность маньяка открывается зрителю сразу же, и параллельно с детективной линией мы детально наблюдаем за его повседневной жизнью. Вот он выслеживает очередную жертву, забирается в её дом, роется в нижнем белье. Вот он душит её, глядя прямо в глаза и упиваясь страхом, после чего оформляет сцену преступления с претензией на изысканность и делает памятные снимки. А вот он мило воркует с женой, целует перед сном любимую дочку и помогает людям переживать утраты (да-да, он психолог! ). И ты понимаешь, что в реальном мире оно именно так и бывает: маньяки заводят детей, работают, маскируются под приличных и даже образцовых членов общества. Но всё равно это как-то не укладывается в голове. Как можно обнимать детей теми самыми руками, которыми ты только что задушил человека? Как можно получать удовольствие от убийства женщин, но при этом любить жену и дочку? Ведь, по крайней мере, отцовские чувства Пола выглядят совершенно искренними. Это сложнее, чем притворство; это какое-то странное и болезненное раздвоение.

4) Образ убийцы лишён ореола романтики и величия, которым так часто наделяют антигероев писатели и режиссёры всех мастей. Он привлекателен, умён, цитирует Ницше, полон высокомерного презрения к обывателям, воображает себя философом и человеком искусства. Он даже способен на хорошие поступки; например, благодаря ему клиентка уходит от мужа-тирана. В общем, классический набор гениального злодея – магнита для зрительских симпатий. Но довольно скоро становится очевидно: восхищаться здесь нечем. Даже за видимым благородством в истории со спасённой клиенткой стоит не что иное, как потребность ощущать себя вершителем судеб. На самом деле это не ангел возмездия и не дьявол во плоти. Это ничтожный человек, рабски зависимый от своих извращённых желаний. Это маленький мальчик, травмированный самоубийством матери. И, наконец, это мужчина, который ненавидит женщин. Он болен и слаб. Его самомнение раздуто до внушительных размеров, но в действительности он заслуживает лишь презрения. Эта мысль чётко проговаривается устами главной героини – Стеллы: «You are a slave to your desires, you have no control at all. You are weak. Impotent. You think you are some kind of artist, but you are not… you try to dignify what you do, but it’s just misogyny, age-old male violence against women». Она же одёргивает коллегу, заикнувшегося о зловещем обаянии маньяка: «A woman, I forget who, once asked a male friend why men felt threatened by women. He replied that they were afraid that women might laugh at them. When she asked a group of women why women felt threatened by men, they said: «We're afraid they might kill us». He might fascinate you. I despise him with every fiber of my being».
К сожалению, из того, что я увидела, пока собирала коллекцию гифок, можно сделать вывод, что этот посыл не был воспринят основной аудиторией. Со всех сторон раздаются слова сочувствия в адрес Пола, восторженные писки по поводу его загадочности и сексуальности. Видимо, такая реакция по большей части обусловлена внешностью актёра. Но лично для меня гнилая душонка персонажа очень быстро затмила его физическую привлекательность.

5) Как вы, наверное, уже поняли по приведённым цитатам, сериал можно назвать феминистским с большой буквы "ф". И не только потому, что главная героиня – женщина и феминистка.
Сериал пытается пролить свет на истоки насилия над женщинами. В частности, раскрывается его связь с сексуальной объективацией и дегуманизацией. Примечательно, что по умолчанию женщины обладают в глазах Пола не большей человеческой ценностью, чем манекены и куклы барби, но в то же время он никогда не покушается на тех женщин, с которыми знаком.
Кроме того, подчёркивается, что в основе насилия лежит не просто физическое влечение, а стремление властвовать и обладать.
Таким образом, в своей системе координат маньяк занимает положение субъекта, а женщины выступают как объекты, куклы, вещи, которые можно использовать по своему усмотрению.
Но только ли маньяк видит мир подобным образом? Вот тут-то и начинается самое интересное. Для того, кто задал себе этот вопрос, страшен уже не отдельно взятый маньяк, а неожиданное обилие точек соприкосновения между маньяком и «мужчиной обыкновенным».
Один обращается с женщинами как со скотом, второй просто называет их тёлками – и оба отказывают им в человеческой сущности. Оба пользуются женскими телами, как игрушками из секс-шопа; одному плевать только на чувства, по которым он топчется, а другой столь же спокойно проигнорирует слово «нет». Один ревнует «любимую» женщину к работе и друзьям, другой сделает всё возможное, чтобы отрезать её от внешнего мира – и оба мечтают о том, чтобы полностью взять её жизнь под контроль, полностью подчинить её интересы своим собственным. Один насилует женщин в реальности, другой только в мокрых мечтах. Один ненавидит успешных женщин, другой ловит кайф от их физического уничтожения. Мысли, чувства, убеждения, даже слова - это, конечно, не то же самое, что физический ущерб. Но где гарантия, что грань между презрением и ненавистью, ненавистью и насилием никогда не будет пройдена?
А гарантии нет. Потому что эта ненависть и это презрение имеют статус культурной нормы. Когда они прорываются наружу в своих самых крайних формах, общественность стыдливо отводит глаза от корней проблемы. В худшем случае, она перекладывает всю вину на жертву, в лучшем – объявляет маньяка отпетым извращенцем, который случайно затесался в ряды бравых рыцарей: это не человек и не мужчина, это монстр! Шутки про изнасилования здесь именуются юмором, клип Робина Тика – искусством, женское тело – товаром, а женщина – недочеловеком. Но неееет, жестокость берёт начало не из нравов и воззрений общества, а из самой преисподней!
Эти пугающие реалии тоже наглядно демонстрируются в сериале.
В какой-то момент коллега Стеллы напивается и умоляет её провести с ним ночь. Это само по себе отвратительно: он ведь понимает, что Стелла его не хочет – и всё же предлагает ей секс на том основании, что это помогло бы ему, бедненькому, забыться и развеяться. Но вот он получает отказ – и всё равно набрасывается на Стеллу (в результате чего смачно огребает ). А потом, когда Стелла сравнивает его с маньяком, жалко отпирается: «Но… я же… не такой! Это разные вещи!» Увы, в определённом смысле он именно такой. Нет, он не убивает женщин, но в глубине души точно так же воспринимает их как игрушки для удовлетворения своих желаний. И общество его не осуждает. Вот тут, кстати, озвучу небольшое замечание. Мне немного не хватило акцента на том, как общество не просто потворствует подобному отношению, а активно прививает и поощряет его, продвигая под соусом труЪ-маскулинности.

6) При всех достоинствах сериала, я сумела бы избежать полноценного просмотра, если бы не Джиллиан Андерсон. Джиллиан Андерсон оказалась настолько прекрасна, что я самым банальным образом не смогла оторваться. Она божественна и излучает неземное сияние. Я даже случайно сфанкастила её на фем!Анжольрас, а это, наверное, высший комплимент, на который я способна.

Оффтоп с картинками.

Что касается самой героини – Стелла покорила меня своим самообладанием, прямолинейностью и лаконичными высказываниями, которые бьют в цель с неумолимой точностью, всякий раз отрезвляя окружающих, как ушат ледяной воды. Но это не стереотипная «железная леди», пробравшаяся в реальность из ночных кошмаров сексиста с прищемленными яйцами. И, в то же время, внешняя жёсткость не служит только бронёй для травмированной и глубоко несчастной женщины. Последняя характеристика относится к Аннализ Китинг из как «Как избежать наказания за убийство» (между прочим, тоже отличный сериал, очень яркий и захватывающий). Создаётся впечатление, что в этой героине уживаются два совершенно разных человека.
Стелла же – личность сложная, многомерная и в то же время цельная. Её аналитический ум, целеустремлённость и требовательность сочетаются с человечностью и способностью сострадать. Её жёсткость – не панцирь, а внутренний стержень. Однако, будучи зрелой и сильной, она всё же не лишена уязвимых мест и нерешённых внутренних конфликтов.
Я в неё даже немножко влюбилась.

А ещё я как-то невольно сослэшила её с Калиндой Рид – и не прогадала, потому что в один прекрасный момент случилось вот что.



7) Из оставшихся персонажей стоит отметить Кэти – пятнадцатилетнюю девочку, одержимую протестным духом и любовью к Полу. Ей хватает сообразительности, чтобы догадаться о его тёмных делишках, а также настойчивости и смелости, чтобы заставить его считаться со своей персоной. А вот ума и жизненного опыта, чтобы понять, чего стоит сам этот человек и его псевдофилософия, пока не хватает. В конце концов, она начинает помогать ему в сокрытии преступлений и полна решимости загубить ради него всё своё будущее.
Персонаж невероятно раздражающий, но живой и правдоподобный. Очень интересно, что с ней будет в следующем сезоне.

Итак, я в полном восторге и настоятельно рекомендую данный сериал к просмотру, в особенности феминисткам и любителям Джиллиан Андерсон.
Напоследок порву-ка вам ленту гифками.

Стелла уличает коллегу, которому не даёт покоя её одноразовая ночка с первым понравившимся полицейским.



Вот чёрт, я собиралась добавить ещё ещё штучек десять, но тут все коды решили откинуть копыта. Ну ладно, в таком случае, спокойной ночи.

з.ы. Введу-ка я новый тег "Rants" - специально для страстных монологов на тему социальной справедливости.