1. Я прошла базовый интенсив HTML-академии.
Пиратскую запись я скачала ещё летом – но уже после 2-3 уроков пришла к выводу, что этого недостаточно. На словах мне всё было ясно, а на практике я плавала, как говно в проруби, и в упор не понимала, почему творятся некоторые вещи. К тому же, выяснилось, что соответствие макету – далеко не единственный критерий качества; есть куча других, и не все легко отследить самостоятельно. А значит – даже если на вид всё будет идеально, всё равно нельзя исключить, что кто-то при виде моего кода схватится за сердце и опрокинет соевый латте на свой макбук.
Ну и как можно брать деньги за работу, которую ты неспособна грамотно оценить? Как можно предлагать кому-то свои услуги без стопроцентной уверенности в своих умениях? И как можно обрести эту уверенность без «благословения» опытного коллеги?
Мой ответ – «никак». Потому-то я и решила
Участие в интенсиве было сплошным удовольствием.
Подача материла – выше всяческих похвал, все объяснения очень наглядные.
Больше всего порадовал вебинар по джаваскрипту. Остальные темы были попроще и знакомые уже не первый месяц, а джаваскрипт выглядел весьма угрожающе. Я морально готовилась к тому, что окажусь слишком тупой. К счастью, погружение было очень постепенным, и исходной точкой служила не теория, а практические задачи – речь шла об оживлении поп-апов. Я всё поняла и была в полном восторге. Бесценное ощущение праздника и волшебства, которого уже не дают HTML и CSS.
В организационном плане мне тоже всё понравилось. Особенно хорош интерфейс участника. *fangirl noises* Как там всё славненько разбито по разделам, какая удобная навигация, как приятно моим глазам!
Вообще HTML-академия вся какая-то уютная и няшная. Я так считала и до интенсива, но теперь передо мной раскрылись новые грани милоты. Чего стоит одно вот это. Самое шикарное подтверждение оплаты, которое я когда-либо видела.
В общем, интенсив не разочаровал. Зато немного разочаровала я сама.
Я думала, что внешние дедлайны и укоризненный призрак потраченных денег помогут мне сосредоточиться на учёбе, но что-то пошло не так: вместо того, чтобы вджобывать, я смотрела сериал, грустила, разлагалась и сдавала все задания с недельным опозданием.
Под конец я, правда, собрала яичники в кулак и уложилась в срок. Больше того, я выполнила все установленные критерии и защитила проект с максимальной оценкой (100%).
Но я не считаю, что использовала на 100% все возможности интенсива.
Во-первых, я выбрала «Нёрдс» – самый простой проект из всех доступных. Он, конечно, прикольный и симпатичный, но амбиций в нём ноль. Я остановилась на нём с мыслью «посмотрим, как пойдёт – глядишь, позже переключусь на что-то посложнее». В идеале я вообще хотела сверстать несколько проектов и всё показать наставнице (вроде, так тоже можно). Но, пока я упивалась тщетностью бытия, времени осталось только на «Нёрдс».
Во-вторых, с наставницей я тоже взаимодействовала маловато. По идее, мне полагалось 4 консультации в скайпе, но я ограничилась перепиской. Потребности в голосовом общении, вроде бы, не ощущалось: она и так писала мне развёрнутые комментарии на гитхабе и исчерпывающе отвечала в контактике на дополнительные вопросы. Но мне всё равно кажется, что надо было что-то сделать по-другому. Как минимум задавать побольше оффтопных вопросов не о насущных задачах, а о том, что вообще бывает.
Теперь я верстаю «Седону» – другой проект из интенсива. Планирую постепенно добраться до всех.
А чем мне ещё заниматься?
Академия утверждает, что после базового интенсива можно смело искать работу. На каждого скептика находится кто-то, кто трудоустроился лично или знает людей, которым это удалось. Я не такой параноик, чтобы везде высматривать подсадных уток, но я не понимаю, КАК???? Ведь АБСОЛЮТНО ВЕЗДЕ требуют знание джаваскрипта, движков, фреймворков, а главное – адаптивной вёрстки. Независимо от размеров зарплаты, что самое прекрасное.
Может быть, все эти люди нашли себе студии, где младшие поварята работают в парах со старшими, поэтому не обязаны быть крутыми.
Но меня-то интересует фриланс, где каждый сам за себя. И вот тут я точно в пролёте. Ни разу не встречала запроса «сделайте мне сайт, который невозможно читать с телефона». Все хотят адаптив. Интересно, им действительно ВСЕМ нужен адаптив, или они, как тупые рыбины на нересте, заказывают то же, что остальные? Почему они думают, что кто-то будет просматривать их сайт с телефона? Почему они вообще думают, что кто-то будет просматривать их сайт?
Ещё больше бесит то, что все без исключения требуют натянуть сову на глобус. А АНУС ВАМ НЕ НАТЯНУТЬ????
Получается, что в данный момент я не могу сделать с полученными навыками абсолютно ничего. Ничего такого, за что мне заплатят хоть символическую сумму. Меня даже собственная мать на работу не берёт! Просто потому, что у неё не бывает заказов без адаптива. НИКОГДА.
Остаётся лишь практиковаться и откладывать копеечки на продвинутый интенсив. И между делом учить чёртов вордпресс.
2. Я прошла коммуникативный тренинг в клубе «Инсайт» [уже почти].
Хотите верьте, хотите нет, но он бесплатный и идёт целых три месяца раз в неделю (всё началось ещё в конце сентября, но я не удосужилась об этом написать).
Рассказала мне об этом тренинге Настя, которая проходила там же волонтёрские курсы. А я вот рассказываю вам – всем, кто дочитал до этого места. Если вы в Петербурге, и вам меньше 25, то не провороньте свой шанс (к сожалению, у тренинга есть возрастное ограничение).
Тренинг часто рождает ценные мысли и неизменно поднимает настроение. Мне это сейчас крайне нужно – хотя сомневаюсь, что это поможет в долгосрочной перспективе.
Во-первых, мои проблемы — намного глубже, чем недостаток коммуникативных навыков. Во-вторых, задача любого коммуникативного тренинга – научить взаимодействию с людьми вообще, но вот беда: вместо людей вообще в нём участвуют вполне конкретные представители. С ними тебе взаимодействовать помогут, а ответственность за перенос усвоенных навыков лежит на тебе. Но в этом-то и загвоздка – по крайней мере, для меня.
Когда я пришла в первый раз, я боялась дышать и шевелиться. Перед занятием все пили чай, и мне в рот попала чаинка размером с крейсер «Аврора». Ситуация оказалась патовой. Прилюдно вытащить её наружу? Исключено. Прошествовать к туалету, демонстрируя неуклюжую походку, отсутствие координации и жалобную рожу? Ещё не хватало. Проглотить? Легче сказать, чем сделать (хотя я попробовала). В итоге я держала чаинку во рту до тех пор, пока не началась какая-то движуха, позволившая мне незаметно проскользнуть к туалету.
Анекдотический случай, отражающий всю трагедию моего существования.
К счастью, в этот раз оцепенение было недолгим. Уже к концу первого занятия я разморозилась настолько, что стала добровольно участвовать в общей дискуссии. А на другом занятии вызвалась участвовать в сценке про отстаивание границ (когда стало ясно, что желающих мы будем искать до ночи). А ещё в какой-то раз преспокойно демонстрировала отсутствие координации, кидая гигантский кубик (я была человеком-фишкой в напольной игре-ходилке).
Активное взаимодействие с окружающими позволило мне очень быстро к ним привыкнуть. Это не значит, что моя социофобия теперь на них не распространяется. Я по-прежнему болезненно ощущаю свои внешние недостатки, когда кто-то сидит слишком близко. Я по-прежнему боюсь сбиться и мысленно репетирую всё, что собираюсь сказать. Я по-прежнему оцениваю каждую свою реплику с точки зрения глубокомысленности, остроумия, оригинальности и ценности для матери-истории. Но обычно я даже к этому уровню комфорта карабкаюсь гораздо дольше. Например, с одногруппниками я находилась на чаиночной стадии года два, не меньше. Почему? Потому что всё это время я с ними практически не взаимодействовала. Сама я идти на контакт боялась, а они меня особо не трогали (ну, вы бы тоже не стали, если бы видели моё обычное выражение лица). Потом пошли тренинги, и взаимодействие стало неизбежным – вот тогда ситуация изменилась к лучшему.
То есть в локальном масштабе тренинги творят чудеса. Но дайте мне новых людей – и я опять буду сидеть с чаинкой во рту, пока какая-нибудь внешняя сила не схватит всех за шкирки и не потыкает друг в друга. А что, если этого никогда не произойдёт?