If you're not angry, you're not paying attention
Сегодня я посмотрела фильм "Jacky au royaume des filles" ("Джеки в царстве женщин"). Я неоднократно пыталась найти его в интернете с тех пор, как он вышел во Франции в январе прошлого года. Безрезультатно. Но вот я дорвалась до французского торрент-трекера, где сподобилась разжиться не только самим фильмом, но и субтитрами, французскими и английскими.
Вообще, как я только что узнала благодаря кинопоиску, в мае фильм таки доползёт и до российского проката. Ну да неважно, я своё любопытство наконец-то удовлетворила. Причём до того, как это стало мейнстримом. :D
А в кино не пойду ни за какие коврижки - не потому, что фильм плохой, а потому, что там с безжалостной натуралистичностью и завидным постоянством демонстрируется КАША. :lol: На компьютере можно уменьшить окошко и приглушить звук, дабы не слышать характерного чваканья, а вот в кино от этого никуда не денешься и увиденного не развидишь. Мощное испытание для кашефоба. Впрочем, психика кашелюбов тоже может пострадать. На всякий случай советую воздержаться от приёма пищи во время просмотра. Небольшой спойлер.

Ну вот, я всех предупредила. :D Теперь расскажу о самом фильме и о своих впечатлениях.

Действие разворачивается в вымышленной стране под названием "Бубун", где на словах процветает демократия, а на деле - военная диктатура, подкрепляемая атмосферой ненависти к "враждебному" внешнему миру. Изюминка заключается в том, что вся власть в этом сказочном месте принадлежит женщинам, а мужчины бесправны, по большей части безграмотны и, в общем-то, довольны таким положением дел. Пределом юношеских мечтаний является брак с Полковницей (Шарлотта Генсбур) - дочерью фюрера или, вернее сказать, фюрерин.
Поэтому, когда все юноши царства-государства оказываются приглашены на бал-смотрины, мужскую половину населения захлёстывает волна восторженной истерии. Главный герой (Венсан Лакост) тоже без ума от будущей правительницы и изо всех сил стремится попасть на бал, дабы трогательно предложить возлюбленной поводок от своего ошейника. Но путь к настоящему мужскому счастью оказывается извилистым и тернистым. То, понимаете ли, классовое неравенство, то зловредные родственнички, то быдловоздыхательница на мотоцикле, то сильный и независимый дядюшка, жаждущий эвакуировать племянника на сраном тракторе.
По сути, фильм представляет собой оригинальную версию "Золушки" с привкусом пылающих мужских жопок, Оруэлла и Charlie Hebdo. Кстати, угадайте-ка, где режиссёр - Риад Саттуф - работает художником! Да-да, как раз в Шарли. При этом жив-здоров, ибо на момент трагедии находился в другом месте.
Почему у меня возникла ассоциация с Charlie Hebdo? Потому что, хотя фильм подаётся как комедия, по моим ощущениям к нему больше подходит слово "пародия". Рассчитанный не на хохот, а на сардоническую улыбку, этот фильм-карикатура рисует привычный мир перевёрнутым вверх тормашками, не столько смешным, сколько отъявленно нелепым, уродливым и безошибочно узнаваемым в своём уродстве.
Тоталитарный режим выступает здесь в качестве грубовато намеченного фона. Священных кобыл, которым поклоняется народ Бубун, легко заменить на любую священную корову по своему вкусу. Впрочем, к этому странному культу прилагается специфический новояз с засилием уебанских суффиксов и неуместных отсылок к лошадям, так что если вы надеялись посмотреть фильм в целях совершенствования французского, то лучше не надо. :D
Зато зеркало патриархата прорисовано детально и объёмно. Тут тебе и бытовое обслуживание "сильного пола" (где это видано, чтоб женщина сама себе мешала кашу, мыла пол и чистила сапоги?), и безжалостная мужская мизандрия, и "чистота" как главное достоинство юношки, и культура изнасилования с обвинением жертвы (вышел ночью на улицу - значит, сам хотел секса), и нет, конечно, нам не нужен маскулизм, жеребоже упаси.
Мужчины, низведённые до уровня имущества, униженные, дегуманизированные, смешно семенящие в неудобной одежде, свято чтущие свои оковы, выглядят дико, нелепо, убого. Вряд ли кто-то возьмётся отрицать вопиющую абсурдность этого зрелища. Почему же эта картина не шокирует, когда в роли бессловесного скота выступают женщины? До каких пор желание видеть других человеческих существ на коленях будет соседствовать с кристально чистой совестью? До каких пор угнетение мужчин будет трагедией, фарсом, пощёчиной общественному вкусу, а угнетение женщин - обыденностью, возведённой в статус традиции?
Я искренне надеюсь, что при просмотре фильма многим придётся поёжиться под градом неудобных вопросов. В этом и состоит смысл отзеркаливания, этим и объясняется популярность данного приёма среди феминисток. И, хотя идея не блещет новизной, в силу своей изобразительной наглядности фильм стоит тысячи отзеркаленных сексистских высеров.
Правда, простой переменой мест слагаемых режиссёр не ограничился. Вдоволь поглумившись над традиционными гендерными ролями, он напоследок поднял на смех и альтернативные гендерные роли альтернативной реальности. В первый момент такой финал меня даже расстроил - хотелось, чтобы концепция зеркала была выдержана от начала до конца. Но потом я вдумалась и поняла, насколько это круто. Да разве их можно вообще воспринимать всерьёз - эти гендерные роли, эту гендерную бинарность? A bas cette clownerie!
Итак, подытожим. Я далека от того, чтобы воспевать художественную ценность "Jacky au royaume des filles". Зато социальная полезность этого фильма для меня несомненна.

@музыка: La Révolution française - Robespierre "Que j'aie tort ou que j'aie raison"

@настроение: Только что испортилось перед лицом необходимости заполнить эту строчку

@темы: В поисках смысла, Кино и актёры, Люди...шки, Smash the patriarchy, Рецензии и реакции, Rants before pants, Не срача ради